Методическая работа преподавателей

Изобразительное искусство



От отвлекающего развлечения – к увлекательному обучению.

(об использовании планшетных компьютеров на занятиях по изобразительному искусству)

Image descriptionВ.А.Гаврилов, преподаватель отделения изобразительного искусства МБОУ ДОД ВДШИ

Жизнь предлагает нам новые формы и наша задача их осмыслить: что-то понять и принять, а что-то отвергнуть, стараясь достигнуть нового счастья и новой полноты жизни.
Мир сегодня столь многогранен, условия работы изменяются так быстро, что устройства вслед за человеком должны также стремительно менять форму и функции.

Столкнувшись недавно с проблемой дезорганизованности учащихся на занятиях по рисунку (они ради хвастовства демонстрировали свои планшетники), я задумался над методами воздействия на учеников в сложившейся ситуации. Ведь ребята довольно успешные, не бездельники. Но, как говориться, «соблазн оказался сильнее»
В медицине существуют такие болезни как "игромания", "интернетмания", которые приводят к полной одержимости, нервным срывам, депрессивным состояниям, потери ценностей и приоритетов. И связанно это с тем, что посещение сетей не требует больших усилий и затрат, доступности игр, их привлекательном виде, захватывающем сюжете и т.д. В связи с развитием в последнее время индустрии развлечений, широкое распространение получили и азартные игры. Увлечение компьютерными играми может легко перерасти в зависимость от азартных игр.
Что же делать, чтобы не потерять перспективных и талантливых художников? Выход из сложившейся ситуации надо искать в самом её корне, а именно разобраться с тем, что же такое планшетный компьютер и как можно его использовать в мирных целях, то есть в художественном образовании. Мне самому ещё не приходилось использовать подобное устройство. Поэтому стал узнавать у знакомых, что к чему, порылся в интернете, почитал специализированные издания. О карманном персональном компьютере писали многие фантасты, в художественных фильмах они появлялись чаще других устройств – это означает перспективную востребованность такого приспособления, сочетающего в себе компактность блокнота и функциональность настольного компьютера.
Концептуальные разработки, которые предшествовали созданию планшетных ПК (иначе Tablet РС), появились задолго до появления малогабаритных переносных ПК. Несмотря на регулярные анонсы прототипов, технологии, позволившие создать более-менее удачное планшетное устройство, появились относительно недавно. К этому времени популярность завоевали обычный ноутбук, оснащенный полноразмерной клавиатурой, и маленький смартфон с сенсорным экраном.
Технологическое «скрещивание» КПК и сотовых телефонов породило смартфоны и коммуникаторы, то есть устройства, обладающие возможностями телефона и КПК. Однако серьезным недостатком наладонников являлось неудобство работы с большим количеством информации на маленьких экранах телефонов.
Отношение к этим устройствам постепенно менялось: от традиционного «этого не может быть» до «так и должно быть». Некоторое время назад планшетные устройства подвергались критике за неудобный интерфейс ввода информации и еще ряд недостатков. Шло время, устройства совершенствовались. Увеличив в размерах смартфон и сделав его функционально ближе уже не к КПК, а к ноутбуку, инженеры создали простое и удобное устройство, задавшее новое направление в развитии портативных компьютеров. Сегодня Tablet PC, как правило, обладают всеми преимуществами и достоинствами традиционного планшета, обладая при этом функциональностью настольного ПК. Современные художники получили реально работающий инструмент для творчества в любой точке: в мастерской, на станции метро, в самолете, на лоне природы и т. д. Главное отличие Tablet PC от ноутбуков в том, что работать действительно можно стоя, держа устройство в одной руке. Да и цена на бюджетные планшеты уже вполне приемлемая, сравнима с минимальным набором для живописи.
Разработчики сенсорных устройств не обошли своим вниманием и обучающие компьютеры, предназначенные для использования в школах. Одной из наиболее активных программ является проект Intеl Classmate РС, в рамках которого создан особый нетбук-трансформер для детей. Важно, что это полноценный ПК, а не специализированное устройство с ограниченными возможностями. Intеl предлагает не готовый компьютер, а платформу, на базе которой производители смогут реализовать свое видение ПК для детей. Последняя версия Classmate РС, представленная на выставке CeBIT 2013, реализована на новых процессорах с очень низким энергопотреблением. Предполагается, что Classmate РС сможет работать более восьми часов без подзарядки. Недостатки сверхкомпактных планшетных ноутбуков Intеl превращает в достоинства - малые размеры ПК оптимальны для детей и им более понятен сенсорный интерфейс, чем клавиатурный ввод или работа с мышью. Кроме того, сенсорный экран позволяет юным пользователям, практиковаться в рукописном письме.
Сегодня планшеты достаточно широко используются в образовании. Многие фирмы анонсировали или уже наладили выпуск специальных планшетных компьютеров, предназначенных для образования, например, в Индии выпустили 35-долларовый планшет специально для школьников. К началу 2013-2014 учебного года министерство образования Российской Федерации планирует дать развитие проекту по применению планшетных компьютеров. В общем, пришло время искать применение этим устройствам в учебном процессе.

Image descriptionРассмотрим в общих чертах основные функциональные возможности Tablet PC. Самое очевидное преимущество использования планшетного компьютера состоит в его легкой подвижности, переносимости. Использование планшетных компьютеров в обучении позволяет преподавателям и студентам носить свои документы и информацию с собой без всяких трудностей, так что они всегда будут иметь под рукой то, что им нужно. Большинство таблетов оснащены беспроводным доступом в интернет. Соответственно происходит подключение пользователей к огромной базе знаний, а также становится доступной и педагогическая помощь. Открываются возможности для форумов и конференций с людьми из других учебных заведений в разных уголках земного шара. А это делает обмен опытом очень лёгким и доступным. Наличие фронтальной и тыловой фото-видео камер позволяет вести съёмку в любых условиях, а програмное обеспечение помогает редактировать изображение, добавлять.
У большинства планшетов предусмотрен видеовыход для подключения стандартного монитора и USB-интерфейса. Это позволяет демонстрировать свои работы на большом экране, распечатывать на принтере или рекидывать на стационарный компьютер. Планшет компактен и его легко можно носить с собой в полевых условиях даже на выезде — в парках, за городом, в лесу. Особенности планшета позволяют использовать его и делать заметки стоя, на ходу, без использования опорной поверхности (стола). Возможность рукописного ввода и контроля написания может эффективно использоваться для обучения навыкам каллиграфии, причем зачастую более эффективно, чем работа с учителем.
Несмотря на внешнее сходство, планшетные ПК отличаются разнообразием функциональных возможностей, а также видов и форм, которые определяют подкласс устройства.
Главным (а зачастую и единственным) способом работы с ним является использование сенсорного экрана. В зависимости от применяемой технологии распознавания касания сенсорные экраны подразделяются на три категории: Резистивные, их основа – мембрана, расположенная над проводящей подложкой. Прикосновение к экрану любым объектом (пальцем, стилусом, колпачком шариковой ручки) прижимает мембрану к подложке, электроника замеряет сопротивление между краями мембраны и проводящего слоя и вычисляет координаты точки нажатия. Такие экраны дешевы и устойчивы к загрязнениям. Однако их поверхность легко повредить, кроме того, они плохо функционируют при низких температурах и не обладают высокой прозрачностью. Поверхностно-емкостные, их работа строится на измерениях значения электрической емкости. «Прикосновение к экрану вызывает утечку переменного тока, подаваемого из углов экрана (это связано с тем, что человеческое тело обладает электрической емкостью). Чем ближе точка прикосновения к одному из углов, тем больше сила тока. На основе замеров вычисляется точное место прикосновения. Данный тип экранов не поддерживает распознавания нескольких одновременных касаний.
Проекционно-емкостные. Под стеклом таких экранов находится сетка, состоящая из электродов-конденсаторов. Прикосновение пальца к экрану изменяет значение их емкости, за этим следит чувствительная электроника. Экраны данного класса поддерживают технологию Multitouch, поэтому мультисенсорные дисплеи разрабатываются именно на основе данной технологии. Поскольку при работе с планшетными ПК в основном используется сенсорный экран, классификация устройства базируется на типе ввода информации. Существуют планшетники, оптимизированные под управление стилусом, и модели, управляемые с помощью прикосновений пальцами.
При использовании стилуса повышается точность позиционирования курсора, однако современные Мultitоuсh-экраны реагируют лишь на нажатия пальцем. Дело в том, что используемая в них поверхностно-емкостная сенсорная технология не распознает прикосновения стилуса. Соответственно и художественные возможности планшетов будут различаться, как и техники рисования. В одних случаях это достаточно точная и выхолощенная прорисовка, в других экспрессивная и небрежная этюдная техника. Идеальным вариантом будет использование планшетов, в экран которых встроен активный дигитайзер, который работает в паре с активным, чувствительным к нажатию цифровым пером. К таким устройствам можно, например, отнести планшет Samsung Galaxy Note 10.1, экран которого оснащен дигитайзером Wacom и который имеет в комплекте цифровое перо S Pen.
Анализ художественных программ для планшетов говорит о том, что большинство из них обладает одинаковым набором функций. Программа для работы с изображением может имитировать рисование карандашом, кистью или пульверизатором и позволяет легко закрашивать любые области однородным цветом. Изображение может быть полностью нарисовано или получено при помощи съёмки встроенной фотокамерой и в дальнейшем обработано фильтрами и эффектами. В ней можно добавлять текст к рисункам, копировать и перемещать фрагменты, а также выполнять множество других операций над иллюстрациями.
Компьютерная графика не уничтожает в человеке истинного творца, а позволяет ему освободить творческую мысль от физических усилий, максимально настроившись на плод своего творения.

Image description Планшетные компьютеры не только предлагают бесконечные часы развлечений с бесконечным количеством игр, интернет сервисами, доступными по нажатию пальцем. Они также предлагают платформу для более увлекательного обучения. Программы оживают по нажатию кнопки или прикасанием пальца, так что ученики могут испытать на себе способ обучения в совершенно новом измерении, которое лучше открывает и настраивает память, делая учеников более восприимчивыми к информации.
Внедрение в учебный курс художественного образования особого предмета «Компьютерное искусство» позволит максимально использовать все преимущества и возможности планшетов, раскрыть таланты молодых художников и направить их творческий потенциал в нужное русло. В настоящее время на формирование художественно-эстетического вкуса подрастающего поколения огромное влияние оказывает современная компьютерная графика и анимация. Развитый художественно-эстетический вкус послужит «противоядием» против негативного влияния псевдо-культуры и станет ориентиром в освоении окружающего мира и искусства, фактором совершенствования эстетического сознания подрастающего поколения. В том случае, когда знакомство с компьютерным искусством выходит на уровень практической деятельности ребенка, организованное воспитательное воздействие становится особенно актуальным.

Список литературы

  • http://www.itved.ru/planshety/preimushhestva-planshetnyx-kompyuterov-v-obrazovanii-iuchyobe.html
  • http://letopisi.ru/index.php
  • http://present.griban.ru/planshety-ipad-v-rossijskom-obrazovanii.html